>

II Тульский международный экономический форум «Стратегия роста: инновации плюс потенциал традиций» Сообщение на заседании круглого стола на тему: «Инновационное техническое и технологическое перевооружение отраслей экономики»

Организация перевозок опасных (взрывчатых) материалов.

За прошедшие годы значительно возросла деловая активность в стране, вырос объем рынка транспортных услуг и рынка услуг по перевозке опасных грузов, в том числе взрывчатых материалов. Начиная с января 2005 года, действует новая редакция соглашения ДОПОГ правил дорожной перевозки опасных грузов.

Наряду с другими странами Российская Федерация также подписала и стала участником Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Россия является не только крупнейшим производителем и потребителем, но и перевозчиком взрывчатых веществ (ВВ). Значительная часть ВВ производится и потребляется внутри страны частными компаниями в коммерческих целях (нефте-газовая добыча, спорт, вскрышные работы, добыча полезных ископаемых и строительных материалов в карьерах и шахтах и прочее).

Оперируя более чем 500 автомобилями при перевозке, наша компания убедилась, что так называемых «неопасных грузов» в области перевозок не существует. Грузы могут быть не указаны в ДОПОГе, но перевозка их будет гораздо опаснее в смысле риска утраты, чем взрывчатых материалов, поскольку они более привлекательны для похитителей как, например, изделия, включающие цветные и редкие металлы, компьютерные комплектующие, или товары пусть недорогие, но легко реализуемые, в том числе табачные, алкогольные и другие. Причем именно при перевозках таких товаров бесследно исчезают и груз, и автомобиль, и водитель с экспедитором.

В своей работе мы следуем рекомендациям по безопасности, разработанным IRU и включенным в главу 10 ДОПОГ.

Они сводятся, в основном, к мероприятиям по наведению порядка и включают:

  • тщательный подбор и аттестацию кадров, связанных с перевозкой опасных грузов (ОГ), назначаются ответственные лица в компании;
  • осуществление постоянного мониторинга за перемещением ОГ;
  • ужесточение контроля за сдачей и приемкой грузов, что предотвращает факты хищения;
  • информацию и взаимодействие с правоохранительными органами при чрезвычайных обстоятельствах и хищениях;
  • планирование мероприятий по обеспечению безопасности компании;
  • обеспечение конфиденциальности всех сведений, касающихся перемещения ОГ от производителя потребителю;
  • рекомендаций для водителей, включающие обеспечение их собственной безопасности.

На ежегодной конференции АСМАП в 2005 году представителями ГИБДД было отмечено некоторое улучшение ситуации с обеспечением безопасности автоперевозок.

КАМАЗ и ряд других предприятий приступили к производству автомобилей, специально оборудованных для перевозок опасных грузов. Первые попытки в этом направлении сделаны ЗАО «Нефаз» с использованием шасси «КАМАЗ». К сожалению, класса Евро-2, что ограничивает их применение только в России и ряде стран ближнего зарубежья.

Меньше стало случаев с нарушением документального оформления перевозок. В 2005 г. на Второй Международной конференции «Безопасность бизнеса. Власть и бизнес. Инвестиционная привлекательность» нами было отмечено вопиющие нарушения правил перевозок с использованием спецталонов.

В то же время нельзя вновь не остановиться на практике использования спецталона, когда для снижения транспортных затрат потенциальные заказчики обращаются в государственные структуры, которые предлагают цены за перевозку ниже рыночных.

Необходимо отметить – недобросовестная конкуренция государственных ведомств, участвующих в перевозке коммерческих грузов, относящих все свои расходы на налогоплательщика, с коммерческими транспортными предприятиями, специализирующимися на перевозке опасных и особо опасных грузов, не позволяет развивать данное направление.

Демпинговые цены, предлагаемые для перевозок коммерческих спецгрузов и опасных грузов государственными дельцами, привели к отсутствию производства необходимой специальной техники для магистральных перевозок. Именно поэтому в России отсутствует производство автомобилей типа EX — II и EX — III (ДОПОГ 2005 г.).

Использование спецталона для бесконтрольной перевозки опасных грузов в огромных объемах чревато тяжелейшими последствиями и должно быть прекращено. Надеемся, что изменения установленные ФЗ №210-ФЗ от 24.07.2007 г. «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», вступившие в силу с 11.08.2007 г., касающиеся нарушения правил перевозки опасных грузов и вводящие систему административных штрафов: от 2 тыс. рублей для водителей и лишения прав от 4 до 6 месяцев; на должностных лиц от 15 тыс. рублей и на юридических лиц от 150 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, даст правоохранительным органам дополнительные рычаги для наведения порядка на дорогах и позволит улучшить ситуацию в этой области.

Отсутствие большегрузных автомобилей EX — III с большим объемом кузова не только удорожает перевозку, но и служит в настоящий момент непреодолимым препятствием для развития экспорта практически всем предприятиям-производителям взрывчатых материалов и пороха.

Эта проблема заставляет крупных производителей и потребителей ВВ в России находиться на грани, а зачастую за гранью закона, поскольку высокие транспортные расходы (при соблюдении правил перевозки), делают малорентабельной сферу производства и потребления ВВ.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что рядовые ВВ по стоимости сопоставимы с ценой на топливо. Во многих случаях переработка просроченных боеприпасов становится невозможной из-за высокой стоимости их доставки на утилизацию. Считаем, что для решения ряда первоочередных задач необходимо разработать и организовать в России производство большегрузных автомобилей EX — III с большим объемом кузова (более 80 кубических метров).

Проанализировав характеристики зарубежных специализированных автомобилей для перевозки опасных грузов, мы остановились на одной из моделей.

При участии Тульского отделения Сбербанка мы приобретаем автомобиль, впервые полностью соответствующий требованиям ДОПОГ 2005г. и российским правилам. Эксплуатация его должна начаться в ноябре этого года.

В случае получения положительных результатов при эксплуатации наша компания уже в 2008г. будет полностью укомплектована этими автомобилями.

Олег ТАРАНОВ, генеральный директор ООО » Транспортно-экспедиционная компания «Энергия-ТЭКС»