>

Cтатья «Правовые основы перевозок опасных грузов», опубликованная в журнале «Логистика и Управление», N8, Август 2008 г.

  • Как перевозятся опасные грузы в России
  • Каковы международные требования к опасным грузам
  • Как согласовать маршрут опасного груза

В «LOGISTICS&management/Логистика и управление» № 7/2008 освещалась ситуация на российском рынке перевозок опасных грузов. В продолжение этой темы мы рассматриваем, какие преобразования происходят в правовом поле, касающиеся операций с опасными грузами, и что препятствует их реализации.

Существующие экономические и технические трудности, а также юридические неувязки мешают привести российский рынок перевозок опасных грузов к согласованности с требованиями, которые Россия приняла при подписании ДОПОГ (Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов). Однако за все это время успел измениться и ДОПОГ – его редакция, введенная в январе 2007 года, включает в себя более жесткие требования к безопасности перевозок. К сожалению, сделать ДОПОГ-2007 обязательным в России не представляется возможным в связи с неизбежным удорожанием перевозок и со значительной изношенностью используемого автопарка, по техническому состоянию далекого от требований этого международного соглашения. Тем не менее приказом Минтранса России № 44 от 17 апреля 2007 г. утвержден «Порядок выдачи специальных разрешений на существление международных автомобильных перевозок опасных грузов», который вступил в силу 12 июля 2007 года. Он призван привести в соответствие с ДОПОГ работу российских транспортников на рынке международных перевозок опасных грузов.

Правовое воздействие

К действиям по наведению порядка при перевозке опасных грузов можно отнести вступившие в силу с 11 августа 2007 года изменения, установленные ФЗ № 210-93 от 24 июля 2007 г. Они предусматривают штрафы за нарушения водителем правил перевозки опасных грузов, связанные с отсутствием необходимого комплекта документов или с несоответствием конструкции транспортного средства требованиям нормативных актов. Так, исходя из рамок ответственности, предусмотренной статьей 12.21, пунктом 1, водитель должен иметь свидетельство ДОПОГ-ADR, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке грузов ДОПОГ-ADR и согласование маршрута перевозки. Также необходимы аварийная карточка системы информации об опасности и элементы системы информации об опасности. Конструкция транспортного средства должна отвечать правилам перевозки и оснащаться средствами для ликвидации происшествий при перевозке опасных грузов. При несоблюдении этих норм и других условий перевозки закон устанавливает штраф для водителя 2–2,5 тыс. руб. или лишение прав управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев. Ответственность должностных лиц, не организовавших соответствующим образом перевозку опасного груза, измеряется в пределах 15–20 тыс. руб. Штрафные санкции в отношении юридических лиц могут составлять 400–500 тыс. руб.

Маршрут опасного груза

В настоящее время в Минтрансе России идет подготовка к выпуску новой редакции «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» и проекта постановления «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом». С их помощью должны быть установлены необходимые правовые основы для гармонизации внутрироссийских требований с требованиями ДОПОГ. ДОПОГ не предусматривает права государственных компетентных органов выдвигать требования по предварительному согласованию маршрута по дорогам, где установлены дорожные знаки, регулирующие движение с опасными грузами. В России, как и в Беларуси, Литве и Украине, дополнительно введена разрешительная система на перевозки опасных грузов. Она подразумевает обязательное согласование маршрута движения со всеми территориальными (областными) подразделениями ГИБДД, по дорогам которых будет перевозиться опасный груз. Так, при перевозке опасного груза из Ленинградской области в Алтайский край потребуется больше 10 маршрутных листов или не менее 20 суток на согласование маршрутов с подразделениями ГИБДД регионов, через которые будет проходить маршрут. По мнению специалистов АСМАП, эти требования противоречат Европейскому соглашению ДОПОГ, не являясь оправданными с точки зрения безопасности. Такое согласование создает логистические проблемы для перевозчика, значительно увеличивает стоимость и сроки транспортировок, чиня серьезные препятствия развитию транспорта и торговли. Еще 23 апреля 1994 года, то есть в момент присоединения России к Соглашению ДОПОГ, было издано постановление Правительства РФ № 372, предписывающее органам исполнительной власти определить в месячный срок специальные маршруты для перевозок опасных грузов в населенных пунктах; остальное должно регулироваться дорожными знаками. По постановлению дополнительное согласование проезда транспорта с опасным грузом с местными органами власти излишне, но на практике перевозчики до сих пор обязаны согласовывать маршрут следования груза, что создает условия для коррупции. МВД России выступает против отмены согласования с территориальными органами власти ГИБДД маршрута перевозки опасных грузов.

Спутниковая навигация для «опасников»

Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 365 определено, что с 1 января 2006 года все вновь вводимые автотранспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Несмотря на большой объем работ, выполненных для реализации этого постановления в рамках федеральных целевых программ, окончательное решение этой задачи возможно лишь к 2011 году, когда будет выполнена ФЦП «Глобальная навигационная система». Пока финансирование данных федеральных программ не позволяет обеспечить полное покрытие территории России действием спутниковой системы. Постановление Правительства № 922 от 3 августа 1996 г. предусматривало установку на грузовых автомобилях уже с 1 января 1998 года. тахографов, контролирующих время работы водителя и таким образом позволяющих предотвратить ДТП из-за его усталости. Как и аппаратуру спутниковой навигации, их до настоящего времени устанавливают как опции, а не как обязательный элемент, различные специализированные организации. Завершая выборочный обзор состояния дел в области перевозок опасных грузов, можно сказать, что меры, принимаемые по упорядочению документации и улучшению технического состояния автопарка, недостаточны и не успевают за развитием общеевропейских требований к безопасности перевозок. По многим позициям даже принятые законы, постановления Правительства РФ или приказы Минтранса остаются лишь декларациями о намерениях.

Основные нормативные документы, регулирующие перевозку опасных грузов

Единого нормативного документа, регулирующего перевозки опасных грузов всеми видами транспорта в Российской Федерации нет. Предполагается его разработка. Однако имеется ряд федеральных законов, связанных с обеспечением безопасности перевозок, в том числе опасных грузов. К ним относятся: Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ; Федеральный Закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ; Федеральный Закон РФ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» № 109-ФЗ от 19 июля 1997 г. На отдельные виды транспорта существуют нормативные акты, в основном в виде правил, в том числе: на автомобильном транспорте – Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минтрансом России 8 августа 1995 г. № 73 и зарегистрированные Минюстом России 18 декабря 1995 г. № 997; на железнодорожном транспорте – Правила перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте; на морском транспорте – Правила морской перевозки опасных грузов и т. д. В последнее время разработан и издан ряд нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты перевозок опасных грузов на автомобильном транспорте. К ним относятся: Федеральный Закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». ФЗ № 127 от 24 июля 1998 г. (устанавливает обязательность международных перевозок ОГ по специальным разрешениям); «Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» – утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1997 г. № 322 (устанавливает порядок получения лицензий на перевозки опасных грузов); «Правила дорожного движения Российской Федерации» – утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, в редакции постановления Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 3; «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» – утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090; «ОБ организации и проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации» – постановление Совета Министров Правительства РФ от 30 августа 1993 г. № 874; Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ-ADR) ADR – это Соглашение, разработанное Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в Женеве, в рамках которого большинство европейских государств согласовали общие правила дорожной перевозки опасных грузов через их границы и по их территориям. Сокращение ADR основано на ключевых словах названия Соглашения на французском языке. На настоящий момент Договаривающимися сторонами Соглашения являются: Австрия, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония. Подробнее о нормативных документах, регулирующих перевозки опасных грузов, см. на сайте Минтранса(www.mintrans.ru).